ПАНОРАМНАЯ ГОЛОВКА – ИНСТРУМЕНТ ХУДОЖНИКА

      Фотограф – это художник. Главные инструменты в его руках это – камера и операторская головка.

      Фотограф решает следующие задачи: представить кадр, увидеть его в реальности, выбрать правильный свет, камеру, оптику, трансфокацию, диафрагму, фильтры, выдержку, построить композицию, вовремя включить камеру...

      Задачи кинематографа все те же, но строить композицию нужно не в статике, а в динамике – на лету! Это чудовищно сложная задача!

      Все художники сначала создают своё произведение и потом выносят его на суд публики. А оператора приглашают снимать на публике сразу. За его плечом стоят заказчики, режиссёр, оператор-постановщик, другие члены съёмочной группы и указывают, где и что не так.

      Все художники, музыканты и писатели имеют свои кисточки, инструменты и перья. Оператора приглашают на съёмки «играть музыку движущегося изображения» на... инструменте, взятом напрокат! Кто-то может себе представить Пола Маккартни, которому выдают гитару на время концерта?! А именно в таких условиях вынуждены работать операторы. Иметь и пользоваться ежедневно
они могут только простейшими головками, как правило, стоящими на штативах. Дистанционно управляемые головки больших профессиональных камер стоят так дорого, что сдаются только напрокат.

       Тактичный продюсер может спросить оператора, какую головку он предпочтёт для своей работы. Но даже тактичный продюсер – в первую очередь продюсер, т. е. его работа – экономить деньги и время. Поэтому он понимает, что хороший оператор будет снимать на всём. Впрочем, остальные операторы тем более будут снимать на всём, так как сидят дома и молятся на телефон. Они понимают, что если будут жаловаться на технику, то шансы, что их пригласят на работу, снизятся.

      Рассмотрим, как возрастает сложность управления движением камеры с ростом числа степеней её свободы и удалением от простейшего – от штатива, стоящего на земле.

      Ограничить движение камеры только угловым и только двумя осями означает применить только двухосную головку в статике, т.е. на штативе. Нет полёта воображения!

     Как только возникает необходимость перемещать камеру поступательно, оператор должен координировать свою работу с грипом (дольщиком, крановодом, пилотом). Композиция кадра и всё, что в нём, уже зависит не только от оператора (ориентации камеры), но ещё и от её навигации, её поступательного движения.

     Простейший секционный кран даёт камере две поступательных степени свободы: по поверхности сферы радиусом, равным длине этого крана. Поэтому, если камера стоит на таком кране, у неё есть уже не две, а четыре степени свободы: две угловых (обеспечивает головка) и две поступательных (обеспечивает кран фиксированной длины).

     Аналогичные четыре степени свободы получает камера, установленная на двухосной головке на тележке, передвигаемой по рельсам и оборудованной подъёмником.

      Понятно, что справиться с четырёхосным управлением гораздо сложнее, чем с двухосным. Поэтому в нем приходится задействовать два человека.

     Если камеру ставят на кран телескопирующий, то она получает три поступательные степени свободы и может быть помещена в любую точку пространства. Управлять только этим трёхосным движением настолько сложно, что часто это делают два человека: крановод (вращение стрелы) и дольщик (её выдвижение). Таким образом, уже на этом простом примере мы видим, что оператору приходится иметь дело с пятиосным движением! Пять независимых координат (или степеней свободы) имеет камера, и все они влияют на конечный продукт, за который отвечает оператор – получаемое изображение. С одной стороны, эту очень сложную задачу оператор решает с помощниками – грипами (grip – рабочий на съёмочной площадке, монтирующий носители камер и света).

На них возлагается задача управления поступательным движением. С другой стороны, работа оператора усложняется: его «продукт» зависит уже не только от него, но и от других людей.

     Если же носителей несколько – кран стоит на автомобиле или тележке и т. п., то они дают камере как минимум четыре степени свободы поступательного движения. Управление им становится настолько сложным, что им занимаются как минимум два человека: водитель (или дольщик – Dolly grip) и крановод. Расширяются диапазоны возможных положений и скоростей камеры. Задача координации работы оператора с двумя другими людьми становится ещё более сложной.

     И, наконец, самым сложным случаем представляется работа оператора на трёхосной головке, установленной на кране и на автомобиле. Такой съёмочный комплекс обладает как минимум девятью степенями свободы, требующими непрерывного управления (три угловых (головка), четыре поступательных (кран и автомобиль) и два параметра объектива (фокус и диафрагма)). Управляют им как минимум четыре человека. Можно утверждать, что работа оператора – управление ориентацией камеры с помощью головки – самая сложная среди всех них. Потому что он, как минимум, управляет двумя степенями свободы (возможно и четырьмя: курс, тангаж, крен и трансфокация) и, в конечном счёте, отвечает за полученное изображение.

     Изложенная последовательность роста степеней свободы камеры отражает усложнение работы оператора и необходимость в согласованной работе вместе с другими членами съемочной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Понятно, что двухосная головка требует выбирать угол в азимуте – курс и по высоте места – тангаж. Оператор, таким образом, управляет двухосным движением камеры. Другой пример двухосного движения – езда на автомобиле. Машина позволяет поворачивать и ускоряться (тормозить). Можно ли сказать, что работа шофёра подобна работе оператора? Думаю, что можно в
какой-то степени. Так как водитель управляет машиной в двух измерениях, а оператор, в данном случае – камерой. Тоже в двух измерениях. Но такое подобие применимо, только если камера с головкой стоят на штативе неподвижно на земле. И головка – простейшая двухосная с жидкостным демпфированием. То есть буквально камера в руках оператора. Если панорамная головка дистанционная, то управление ей становится сложнее, чем вождение: движение автомобиля даёт шофёру не только зрительную информацию – то, что он видит, но и инерциальную информацию – перегрузки и ускорения, которые он чувствует. Управление дистанционно управляемой головкой не даёт оператору никакой информации, кроме зрительной (через монитор).

      Здесь и далее позволим себе называть панорамную головку со штативом простейшими инструментами управления камерой, имея в виду только технический аспект этого: две угловые степени свободы и полная поступательная неподвижность. Понятно, что даже в этом случае, ни о какой творческой простоте не может быть и речи: фотография и тем более киносъёмка были и будут сложнейшим искусством даже при полностью неподвижной камере.

назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Помимо угловых и поступательных движений камеры, получаемое изображение зависит ещё и от её настроек (угол обтюратора, скорость съёмки и т. п.) и объектива. Его углом поля зрения (трансфокацией), фокусом и диафрагмой также нужно управлять. И часто – в процессе съёмки. Поэтому оператор, как правило, работает с ещё одним человеком – его ассистентом (fist assistant
camera – 1st AC или focus puller).

       Во время съёмки первый ассистент не управляет движением камеры. Его работа непосредственно не связана с головкой. Однако она тесно связана с работой оператора. Поэтому оператору необходимо работать в связке с ассистентом.

назад

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

© 2015  ЗАО "Лесков"

Все права защищены. Копирование или использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца сайта. Гиперссылка на сайт обязательна.