Об этой книге

 

       Искусство кино движется от дорогого занятия профессионалов, каковым оно зародилось, до массового занятия по принципу «снял и дай Бог когда-нибудь посмотрю». Главное – уметь стирать снятое и находить потом нужное в залежах архивов.

       Снимают все, всё и много.

       Если среди них найдутся немногие, анализирующие снятое, желающие снимать качественно и думающие о зрителе: «Каково ему смотреть это?», то перед ними встанут вопросы стабилизации камеры при её движении и выбора средств управления этим движением.

       На эти вопросы книга, которая перед вами, и даст ответ.

       Будучи инженером и разработчиком, прошедшим «советскую школу», автор изложил материал с позиций физики. Её законы объективны и позволяют разобраться в аппаратуре, управляющей движением камеры. У пользователей панорамных головок – операторов – развито образное мышление, основанное на визуальном восприятии мира. Часто оно вводит людей в заблуждение.
Недаром справедливо утверждение, что для рекламы, как целенаправленного введения в заблуждение, применяют не знания, а фотографию и кино.

       Поработав на съёмочных площадках Голливуда с множеством профессионалов, автор пришел к выводу, что писать для них сухим языком отчётов и диссертаций – напрасно тратить время. Среди операторов трудно найти инженеров или просто людей, охотно в повседневной работе применяющих математику и физику.

       Книга представляет собой попытку найти компромисс между живым языком тружеников съёмочных площадок и строгим подходом к технике. Применение математических формул сведено к минимуму, предпочтение отдано изложению материала по принципу «на пальцах», а также рисункам и фотографиям.

       Читателям, принципиально избегающим арифметики, материал в большей части книги всё равно будет понятен. Но читателю, предпочитающему добираться до глубины всех деталей, все-таки придётся уметь делить и умножать.

       В книге предложен системный подход к операторской технике по управлению движением камеры, дано определение панорамных головок и рассмотрены технические аспекты их применения.

       Кроме того, в книге читатель найдет определения различных терминов, которые – как надеется автор – сократят путаницу и пресекут распространённые заблуждения.

       Книга предназначена главным образом для операторов и их ассистентов. Она может быть полезна режиссёрам, продюсерам и студентам кинематографических ВУЗов, а также всем, кому интересна операторская техника и системный подход к её выбору.

       Автор выражает глубокую признательность за помощь в создании книги В.А. Бабенко, А.Л. Евстратовой, М.А. Солодовникову, В.В. Козлову, Hans Bjerno и другим.