СОСТАВ «КАМЕРЫ»

 

    Профессиональные камеры – модульные устройства: они позволяют присоединять множество элементов. Одни из них просто необходимы (объектив, носитель изображения и т.д.). Другие расширяют творческие возможности и повышают качество изображения, третьи ускоряют работу и повышают удобство пользования камерами. Перед каждой съёмкой часть съёмочной группы (Camera Department) занимается отбором и подготовкой всех этих элементов и аксессуаров – так велико их разнообразие (см. источник 5 в Списке использованной литературы).

     Со стороны головки (как средства управления движением камеры) в понятие «камера» нужно включить всё, что на головку устанавливается. Фото 57 ниже иллюстрирует этот перечень (с соответствующими номерами).

      В него входят:

1. Собственно корпус камеры (Camera body),

2. объектив,

3. компендиум (бленда, Matte Box) с фильтродержателями и дополнительными щитками (French Flag и т. п.),

4. устройство записи и носитель изображения (кассета с плёнкой, видеомагнитофон, hard drive),

5. моторы дистанционного управления параметрами объектива,

6. блок управления этими моторами и включением-выключением камеры,

7. дальномер (например, PanaTape может состоять из двух блоков),

8. монитор (иногда даже два),

9. отражатель брызг (пыли, снега – Spray Deflctor) и мешок, закрывающий камеру,

10. радиопередатчик видеосигнала,

11. камеры-свидетели (Witness Camera, показывающая фактическое положение колец объектива),

12. кронштейны, скрепляющие все эти элементы,

13. окуляр (оптический или электронный),

14. батареи (аварийного) питания камеры.

     Разумеется, в каждом случае – в зависимости от вида головки (ручного управления или дистанционного), задачи кадра и персональных предпочтений оператора и ассистента – эти сборки могут быть разными. Однако в их составе есть обязательные для работы дистанционно управляемых головок части: видеокамера, встроенная в (плёночную) камеру (или выход видеосигнала из видеокамеры), приводы дистанционного управления объективом и дистанционный старт/стоп камеры.

     В последние годы в связи с переходом индустрии кино с плёночных на
цифровые электронные камеры широко распространилось мнение, будто «камеры стали маленькими». Если принять во внимание весь приведённый список составляющих, которые нужно иметь с камерой, то такое утверждение можно отнести скорее к популярным заблуждениям.

     На головки могут устанавливаться сборки из нескольких стерео- или 3D-камер. В процессе съёмки стереобаза может меняться и камеры – перемещаться. Корпуса-кронштейны, несущие их, являются точными, сложными и тяжёлыми электромеханическими устройствами.

     На фото 58 показана 3D-сборка камер Red (Element Technica, 68 кг), установленная на трехосной гиростабилизированной головке Edge Head-2 (Россия (Тула), 2009) на съёмках в Австралии (2010).

     На фото 59 приведён другой пример: сборка из трёх камер ARRI Alexa, установленная на трехосной гиростабилизированной головке Edge Head-6 (Россия (Тула), 2012) на съёмках фильма Hangover-3 в Лас-Вегасе (США, 2012).

      Такие сборки позволяют снимать окружающее пространство для последующего совмещения его с другими кадрами (комбинированные съёмки или Visual Effects).

     На фото 60 показан вид снизу на сборку из восьми камер, работающих на головке «ДГ-1» (Россия (Тула, компания «Лесков»), 2011). Головка подвешена на маятнике под вертолётом.

     Понятно, что сборки «камер» из всех этих элементов, как правило, разрабатываются для работы на штативе. Как только пользователь ставит их на ДУ головку и перемещает с ускорениями, возникают механические резонансы колебаний нежёстко связанных масс. Если ускорения невелики, их частотный спектр узкий и оператора устраивают какие-то колебания изображения, то ему, можно сказать, повезло. Если требуется высокая стабильность кадра и головка не изолирована от вибраций носителя, то нежёсткие многоэлементные сборки могут быть большой проблемой и даже распадаться на части – то, что на штативе и на земле было трудно себе представить. Часто нежёсткость сборок «камер» ограничивает точность их стабилизации. размеры и вес «камер», положение центра тяжести иногда невозможно определить заранее. Поэтому головки открытые зачастую имеют большие размеры и ограниченную точность стабилизации.